Основные Концепции Даосского Яншен

Авторы — Ши Ай Цяо, Гуо Шу Цзюнь, Институт физической культуры Уханя.
Перевод с китайского — Глеб Порогер

Даосский взгляд на яншен (сохранение здоровья, профилактика здоровья):

1. Неразрывная связь между внешним и внутренним.

Основатель даосизма — Лао Цзы — говорил о необходимости «ценить жизнь», «улучшать жизнь», «сохранять жизнь», «любить жизнь», «защищать жизнь». Гармония между внешним и внутренним — гармония между телом и духом. Внешнее — это организм человека, внутреннее — дух и сознательная деятельность.

Даосы верят в единство тела и духа. Гэ Хун, специалист даосского яншен живший во времена династии Цзинь, говорил: «Форма (внешнее) не может существовать без духа (внутреннее); форма есть вместилище духа».

А также «когда форма страдает, дух погибает; когда Ци истощена, жизнь подходит к концу». Отталкиваясь от этой концепции, даосы считают, что для профилактики здоровья необходимо сочетать духовное развитие и физические упражнения.

2. Наслаждение жизнью и отрицание смерти.

Даосская доктрина призывает любить жизнь и бороться со смертью. Абсолютной целью даосизма является достижение бессмертия или, по крайней мере, смерть от естественных причин.

Даосизм призывает ценить жизнь: «самый добрый человек — тот, кто всегда хочет жить и наслаждается жизнью»; «самое важное на всей земле — жизнь». В связи с этим даосы уделяют огромное внимание яншен — сохранению и профилактике здоровья.

3. Космологический и комплексный (холистический) подход к сохранению здоровья

Космологические принципы были озвучены Лао Цзы в Дао Дэ Цзин:

«Дао породило Одно. Одно дало рождение Двум. Из двух произошли Три. Три дали жизнь всем созданиям».

Трактуется это следующим образом: Дао породило изначальную Ци, из которой затем произошли Инь и Ян и породили все сущее. Лао Цзы также говорил: «Все сущее вернется к своему истоку. Это возвращение — мирное. Оно — естественное движение природы».

Даосы считают солнце, луну и звезды тремя сокровищами неба, а существование, Ци и дух — тремя сокровищами человека и призывают оберегать их.

В природе все рождается весной, растет летом, созревает осенью и засыпает зимой. Т.к. человек долгое время жил среди дикой природы, то адаптировался к изменению четырех сезонов и сформировал свои психологические привычки. Ци Ян просыпается весной и летом, а засыпает осенью и зимой.

Если мы будем …

  • подстраивать свои привычки под изменения сезонов,
  • обращать пристальное внимание на правильное питание и спокойствие ума,
  • будем поддерживать баланс между Инь и Ян,

…то сможем прожить долгую и здоровую жизнь.

Методы даосского яншен

1. Воспитание морально-этических качеств

Воспитание морально-этических качеств является важнейшим условием для здоровой и долгой жизни. Первые даосы говорили: “забота о своем здоровье — это не только использование лекарств и дыхательных техник, но и правильное поведение.

Тот кто поступает правильно проживет долгую жизнь даже без использования лекарств. Тот кто поступает неправильно не проживет долго даже если выпьет Золотой Эликсир”.

Другими словами, самым важным качеством для сохранения здоровья по мнению даосов была гуманность. Без гуманности невозможно стать бессмертным.

В связи с этим в даосизме существует много правил, касающихся отношений между людьми, а также поведению в обществе (следовать Дао, правильно поступать, помогать людям, проявлять милосердие). Выполняя эти правила, человеческое общество поднимется на новый уровень и продолжительность жизни вырастет.

2. Выполнение упражнений для накопления Ци.

Даосы верят в то, что Изначальная Ци — источник жизни человека. Чем больше человек сможет накопить Ци, тем лучше. Упражнения направлены на накопление и циркуляцию Ци в организме человека.

  1. Под накоплением Ци подразумевается впитывание энергии земли и неба.
  2. Под циркуляцией — использование Ци для укрепления здоровья и иммунитета.

Отличный пример такого подхода — комплекс оздоровительного цигун Лю Цзи Цзье.

3. Регулярная двигательная активность

Жизнь — это движение. Движение является основой сохранения здоровья. Выполняя физические упражнения мы укрепляем кости и мышцы, улучшаем аппетит, стимулируем циркуляцию крови и Ци, повышаем сопротивляемость организма различным заболеваниям и укрепляем иммунитет.

Двигательная активность должна быть регулярной и целенаправленной. В Китае существует поговорка «три дня ловить рыбу, два дня сушить сети».

Такой подход не дает результата. Только через постоянную и регулярную практику можно добиться сохранения и улучшения здоровья.

4. Сохранение психического здоровья

Чтобы сохранить и улучшить здоровье человек должен:

  • быть открытым и честным,
  • уметь сдерживать радость и злость,
  • быть свободным от славы и богатства,
  • позволить вещам идти своим чередом,
  • контролировать свое психическое состояние,
  • избегать чрезмерных эмоций и всегда поддерживать спокойное состояние психики.

Только находясь в таком состоянии можно сохранить свое здоровье.

Сун Сы Мяо говорил:

«Здоровый человек должен уметь контролировать свои мысли, идеи, страсть, деятельность, работу, смех, беспокойство, радость, гнев, увлечения и плохое поведение. Это — ключ к управлению своей психикой».

Поддержание правильного психологического настроя, а также предупреждение эмоциональных потрясений являются важнейшими условиями для сохранения здоровья.

5. Правильное питание и жизненные привычки

Сбалансированное питание — очень важный элемент сохранения здоровья. Современная наука доказала, что диета с высоким содержанием калорий, белков, жиров и сахара способствует развитию множества болезней.

Курение и употребление алкоголя являются угрозой не только физическому, но и психическому здоровью.

Поэтому даосы придерживаются правила «трех блюд и пяти монашеских ограничений» и воздерживаются от употребления мяса, рыбы, табака, алкоголя и «резких» продуктов, как например лук и чеснок.

  • Рис,
  • мука,
  • цельнозерновые,
  • овощи,
  • фрукты
  • и другие продукты с высоким содержанием клетчатки

полезны для пищеварения и организма.

Даосы также советуют не есть больше трех раз в день и на ночь. Есть необходимо до того как проголодался, а пить до того как испытываешь жажду.

Если человек не будет следить за питанием, то «его дух получит ущерб, а продолжительность жизни сократится». Пэнцзу (бог долголетия в даосизме) приписываются следующие слова: «если мы научимся контролировать свое питание и прочищать каналы, то сможем удлинить жизнь. Никогда не следует есть слишком много или выпивать алкоголь перед сном».

Он также предостерегает: «Наевшись на ночь, Вы укоротите жизнь на один день. Напившись — на месяц». Эти советы — основа для формирования правильной пищевой культуры.

    Исполнительный директор Издательства Неоглори. Увлекается китайским языком, цигун, традиционной китайской медициной. В свободное от работы время занимается музыкой и переводит с китайского и английского языков.

    Примечание: мы оставляем за собой право удалять оскорбительные или не несущие ценности для нашего сообщества комментарии

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *